
Амелия Эрхарт
(1897-1937)
первая женщина-авиатор Соединенных штатов Америки
Начало карьеры.
Детство Амелии было ярким и незабываемым, полным приключений и проказ. Несмотря на принадлежность к «слабому полу» среди детей с соседних улиц она была признанным лидером и заводилой. Амелия отлично училась, особенно ей удавались естественные науки, история и география. В разгар Первой Мировой войны Амелия записалась на ускоренные курсы медсестер и пошла работать в военный госпиталь. Однако ей не суждено было посвятить себя медицине и после войны: неподалеку располагался военный аэродром, и Амелия несколько раз посещала популярные тогда аэрошоу: зародившийся в ней тогда интерес к авиации изменил ее судьбу. В 1920 года Амелия попала на выставку летательных аппаратов в Лонг-Бич, штат Калифорния, и там же провела первые 10 минут в воздухе: пока только в качестве пассажира. Очарованная ощущением полета, Амелия решила научиться летать сама, и в январе 1921 года начала брать уроки летного мастерства.
Уроки стоили недешево, и чтобы оплатить обучение Амелия работала на банджо в мюзик-холле, фотографом, кинооператором, учителем, секретарем, телефонисткой, автомехаником и водителем грузовика. Свободное время она посвящала изучению всего, что было связано с авиацией, от теории полета до устройства авиамотора.
Летом 1921 г. Эрхарт приобрела свой первый собственный самолёт – небольшой ярко-желтый биплан «Киннер Эйрстер». Назвать эту машину надежной было трудно: один из цилиндров двигателя имел склонность к заклиниванию. Тем не менее, Амелия проводила много времени в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики под руководством одного из опытных отставных армейских пилотов. 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 4300 м. До сих пор ни одной женщине-пилоту не удавалось такое. Благодаря повышенному в те годы интересу к авиации, на аэродромах Калифорнии часто проводились различные авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Безусловно, Амелия участвовала в подобного рода мероприятиях и уже через год стала звездой подобных воздушных соревнований, ее имя стало все чаще появляться в авиационной прессе.
Несмотря на то, что в те годы в США для пилотирования личного самолета еще не требовалось обязательного наличия формальной лицензии, в 1923 году Амелия Эрхарт получила лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США. Развод родителей в 1924 года вынудил Амелию продать самолет, чтобы купить автомобиль и переехать с матерью в Бостон. Здесь Амелия стала преподавателем английского языка для детей иммигрантов в детском доме. Все свободное время и деньги она использовала для летной практики.
Она быстро приобрела известность и уважение в местных авиационных кругах: ведь она не только хорошо летала, но и не брезговала технической работой, помогая механикам обслуживать и ремонтировать самолеты. В 1927 Чарльза Линдберга перелетел через Атлантический океан. А жившая в Англии богатая американка Эми Гест захотела стать первой женщиной, пересекшей Атлантику по воздуху. Перелет должен был стать символом дружбы Великобритании и США. Однако узнавшие о задуманном родственники заставили Эми Гест отказаться от полета. Тогда она решила подыскать американку, умеющую управлять самолетом, и по внешним данным подходящую для данной «роли». Ею и оказалась Амелия Эрхарт. Стараясь не привлекать внимания общественности и, в особенности конкурентов, трехмоторный Фоккер был оборудован всем необходимым для трансокеанского перелета и — на всякий случай — переоснащен с колес на поплавки.
И так, 17 июня 1928 года самолет Амелии Эрхарт пересек океан за 20 часов 40 минут и приводнился у побережья Англии в Бэрри-Порте (Уэльс). Надо признать, что Эрхарт, к своему глубокому сожалению, проделала этот путь фактически в качестве пассажира. Плохая погода и отсутствие опыта в управлении тяжелыми многомоторными самолетами помешали Амелии активно участвовать в управлении машиной. В беседе с репортерами она искренне пыталась переключить внимание прессы на истинных пилотов «Фоккера», однако публику интересовала только первая женщина, перелетевшая через Атлантический океан.
Тем не менее, это событие стало началом блестящей карьеры Эрхарт в авиации… и не только! После перелета Амелия написала книгу «Двадцать часов сорок минут», показав себя прекрасным писателем и рассказчиком.
Свою известность Эрхарт направляла на реализацию и продвижение своих взглядов и идей. Одной из своих основных задач Амелия считала борьбу за равноправие женщин и их активное привлечение к традиционно мужским занятиям, в особенности к авиации. В 1930 году Эрхарт была избрана первым президентом международной организации пилотов-женщин «Девяносто девять» — по числу первых ее членов (сегодня в нее входят тысячи женщин-пилотов из многих стран мира), инициатором создания которой она и выступила. В том же году Амелия приобрела самолет «Локхид-Вега», новая скоростная машина — такая, в которая была нужна ей для установления новых рекордов. В августе 1929 года Эрхарт приняла участие в первой воздушной гонке среди женщин Калифорния — Огайо. Перед началом последнего этапа она имела лучшее время и все шансы на победу, однако, выруливая на старт, Эрхарт увидела, что загорелся двигатель самолета ее главной соперницы Рут Николс. Остановив свою машину, Эрхарт бросилась к самолету Николс, вытащила ее из кабины и оказала первую помощь. Когда к месту аварии прибыли врачи, она продолжила участие в соревновании, однако пришла лишь третьей.
В ноябре 1929 г. в Калифорнии она установила мировой рекорд скорости. Амелии удалось разогнать машину до 197 миль в час (предыдущий рекорд составлял 156 миль в час). В начале 1931 года Амелия Эрхарт выходит замуж за своего «пресс-агента» и делового партнера Джорджа Путнама. Нешумная церемония бракосочетания (репортеры на нее допущены не были) состоялась в доме матери Путнама в штате Коннектикут. Друзья и родственники говорили, что их брак был очень удачным и счастливым. Однако некоторые журналисты описывали этот союз как «брак по расчету». Это мнение, однако, было опровергнуто в 2002 г., когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) были переданы хранившиеся в семейном архиве письма, в том числе любовные, из личной корреспонденции Эрхарт и Путнама.
В зените славы
Весной 1931 года Эрхарт осваивает автожир; в апреле она устанавливает на нем новый мировой рекорд высоты — 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная альтернатива самолетам. На самом же деле первые автожиры славились высокой аварийностью, особенно на взлете и посадке. Тем не менее Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире всю территорию США. Время в полете составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся каждые 2 часа). В мае 1932 года Эрхарт в очередной раз совершает рискованный поступок: пересекает в одиночку Атлантику. После успеха Чарльза Линдберга в 1927г. и более чем десятка неудачных и трагических попыток повторить его подвиг, это был лишь второй, закончившийся успешно одиночный перелет через Атлантику. Пятнадцатичасовое воздушное путешествие было очень опасным: во-первых, перегруженный топливом «Локхид-Вега» был достаточно неустойчивой машиной. Во-вторых, самолет не имел радиосвязи, а, следовательно, Амелии не приходилось ждать какой-либо помощи в случае непредвиденных обстоятельств. А таких «обстоятельств» было достаточно! Пролетев около половины пути, «Вега» вошла в зону сильного шторма с грозой и мощными порывами ветра. Перегрузки были таковы, что после посадки машины, специалисты, осматривавшие самолет, обнаружили, что все установленные дополнительно усиления треснули. Кроме того, отказали альтиметр и тахометр, нарушилась герметичность топливопроводов, и, наконец, треснул выхлопной коллектор. Когда шторм закончился, началось обмерзание. Отяжелевшая «Вега» сорвалась в штопор, из которого Эрхарт удалось вывести самолет только над водой. С трудом Эрхарт нашла высоту, на которой обмерзание было умеренным для того, чтобы управлять самолетом. На рассвете она увидела тонкую струйку топлива, вытекавшую из трубопровода. Эрхарт решила не лететь до Франции и села на первый же пригодный участок суши. Им оказалось побережье Северной Ирландии. Европа встретила Эрхарт незабываемыми аплодисментами, овациями и криками восхищенной публики, а по возвращении в США ее представили к многим государственным и мировым наградам. Амелия Эрхарт – первая женщина и первый гражданский пилот, получивший Почетный Летный Крест Конгресса США, а также Золотую медаль Национального Географического Общества — за вклад в развитие авиационной науки и историю авиации. Кроме того, Эрхарт стала кавалером Ордена Почетного Легиона Франции, Креста короля Бельгии Леопольда и многих других европейских наград. Амелия была кумиром публики, вызывала восхищение не только далеких от авиации людей, но и профессионалов. Генерал Ли Уэйд так описал Эрхарт после совместного полета на одном из новых экспериментальных самолетов фирмы «Консолидэйтед»: «Она пилот от рождения — с естественным и безошибочным чувством самолета». Однако карьера Амелия не обходилась и без критических заявлений соперников и завистников. Особую активность в этом проявила ее основная соперница Элинор Смит. Особого внимания, однако, на мнение критиков мировая общественность не обращала, поскольку многочисленные факты «летной биографии» Эрхарт свидетельствовали о ее высоком профессионализме. После трансатлантического перелета Эрхарт стала одной из наиболее известных и популярных личностей в мире и, особенно, у себя на родине в США. Совершая многочисленные переезды по территории всей страны, она выступала с публичными лекциями, активно пропагандируя авиацию и воздушные перевозки. Она испытывала новый образец парашюта, совершала погружение в Атлантике в водолазном костюме и опробовала выход из подводной лодки под водой через шлюзовую камеру, выступала в качестве «крестной матери» при вводе в строй нового патрульного дирижабля для флота США. Однако такая активная общественная деятельность не мешала ей готовиться и совершать новые рекордные перелеты.
10 июля 1932 года Эрхарт попыталась побить установленный ее подругой и соперницей Рут Николс женский рекорд скорости на трансконтинентальном маршруте. Она вылетела из Лос-Анджелесe. Однако обнаружились проблемы в топливной системе, и она была вынуждена совершить незапланированную посадку в Колумбусе (Огайо). Эта остановка увеличила время путешествия до 19 ч. 14 мин; «чистое» полетное время составило 17 ч. 59 мин. Рекорд был побит!
В 1933 Амелия Эрхарт стала первой женщиной, участвовавшей в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако помешали неполадки в моторе. Эрхарт пришла лишь третьей. А через несколько дней Эрхарт побила собственный рекорд на трансамериканском маршруте, установив новое рекордное время в воздухе — 17 часов, 7 минут, 30 секунд. При этом незадолго до окончания полета вибрация и воздушный поток разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль Эрхарт управляла самолетом одной рукой (другой держала крышку люка над головой, чтобы ее не сорвало). 11 января 1935 года Амелия Эрхарт стала первым в мире человеком, преодолевшим в одиночку расстояние от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния. До Амелии погибло столько пилотов, что перелеты по этому маршруту были запрещены решением правительства США; однако Эрхарт добилась для себя специального разрешения на полет. Время в полете составило 18 часов 16 минут. На аэродроме в Калифорнии ее ожидала толпа в 18 тысяч человек и поздравительная телеграмма президента США Ф. Рузвельта: «Поздравляю — Вы снова победили».
Амелия стала близким другом семьи президента и совершала ночные полеты над Вашингтоном с супругой президента Элеонорой Рузвельт; первая леди мечтала сама управлять самолетом, и Эрхарт давала ей частные уроки. В 1934 года Амелия Эрхарт и Джордж Путнам переехали в Калифорнию — теплый солнечный климат позволял летать круглый год. Эрхарт приняла предложение о сотрудничестве университета Пардью в Индиане, возглавив практические исследования по аэронавтике. Здесь же она организовала летную школу, а также занималась планированием будущей карьеры для еще немногочисленных тогда девушек-студенток.
Последний полёт
Летом 1936 г. Университет преподнес Эрхарт в подарок ко дню рождения новейший двухмоторный моноплан «Локхид-Электра» L-10E… Теперь у Эрхарт появилась реальная возможность осуществить свою давнюю мечту: совершить полет вокруг света по самому протяженному маршруту: как можно ближе к экватору. Эрхарт говорила, что это будет ее последний рекордный полет. По возвращении она планировала участвовать в разработке и реализации программы стратосферных и скоростных испытательных полетов. По воспоминаниям родственников и друзей, она также собиралась сделать хотя бы небольшую паузу в профессиональной деятельности, чтобы наконец обзавестись ребенком. Летом 1937 г. ей должно было исполниться 40 лет.
Кругосветное путешествие по воздуху началось 17 марта 1937 года. Однако первая попытка оказалась неудачной. При старте с Гавайских островов шасси на разбеге не выдержало веса перегруженного топливом самолета. Вышедшая из-под контроля машина проехалась на брюхе по взлетно-посадочной полосе, получив весьма серьезные повреждения. Вторая попытка началась 20 мая 1937 г.Амелию сопровождал один штурман — Фред Нунан. К началу июля экипаж пролетел более 22 тысяч миль, преодолев, таким образом, 80% маршрута. Некоторые из 28 этапов перелета были официально зарегистрированы как мировые рекорды. График перелета был очень плотным, времени для полноценного отдыха практически не оставалось. 2 июля 1937 г. самолет вылетел с побережье Новой Гвинеи, держа курс на маленький остров Хоуленд в центральной части Тихого океана. Этот этап полета был самым продолжительным (более суток) и опасным — необходимость разыскать в океане крохотный участок суши значительно осложняло задач. Специально для этого перелета президент Рузвельт распорядился построить на Хоуленде взлетно-посадочную полосу. Прибытия Эрхарт и Нунана здесь ожидали представители официальных лиц и пресса, а у побережья находился корабль береговой охраны, поддерживавший с самолетом радиосвязь.
По поступавшей с корабля информации было ясно, что связь очень нестабильна. Эрхарт сообщала об очень плохой погоде и видимости и о связанных с ними сложностях с точным подходом к острову. Судя по нарастающей мощности радиопередачи, самолет должен был вот-вот появиться над островом, однако этого так и не произошло; не последовало и новых сеансов связи с экипажем.
Поиски пропавшего самолета.
Когда на борту «Локхид-Электра» должно было закончиться топливо, ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогостоящая операция за всю историю американского флота. Корабли и 66 самолетов в течение двух недель исследовали более 220 тысяч квадратных миль водной поверхности, проверили огромное количество необитаемых островов и рифов, но все оказалось тщетным. Спустя две недели руководство флота заявило об окончании спасательной операции: по их мнению, самолет Амелии Эрхарт и Фред Нунана потерпел крушение, а экипаж утонул в океане.
5 января 1939 года Амелия Эрхарт была объявлена погибшей, хотя неофициальные поиски продолжаются и в наши дни.
Другие версии трагедии
Напряженная геополитическая обстановка в 30-е годы XX столетия породила другие версии произошедшей катастрофы. Основным противником США на международной арене была Японская Империя. Несмотря на заключенные многочисленные соглашения, японцы активно строили военные объекты на переданных под их управление бывших германских островах в Тихом океане. При этом они были категорически против любой международной инспекции. Поэтому вскоре возникла версия о том, что, совершив вынужденную посадку, экипаж «Электры» попал в руки японцев, которые ликвидировали свидетелей их военных приготовлений.
После захвата у японцев тихоокеанских островов во время Второй Мировой войны американские войска получили множество свидетельств, косвенно подтверждающих приведенную версию. Нашлись люди, утверждавшие, что видели в плену у японцев белых женщину и мужчину — пилотов самолета, потерпевшего катастрофу над океаном. Согласно полученной информации, их обвинили в шпионаже и держали в тюрьме г.Гарапан (о.Сайпан). По некоторым данным штурман Фред Нунан был убит японцами вскоре после пленения, а перед высадкой американских войск японцы казнили Амелию Эрхарт. В послевоенный период предпринимались попытки найти какие-либо материальные подтверждения этой версии. Было собрано много устных свидетельств жителей острова; однако каких-либo материальных артефактов до настоящего времени обнаружить не удалось.
Амелия Эрхарт в наши дни.
В современных США Амелия Эрхарт по-прежнему является не только известной личностью, но и национальной героиней. Примерно раз год в США выходит 4 новые книги об Эрхарт, о ней снято несколько документальных и художественных фильмов. Несколько лет назад инициативная группа конгрессменов внесла на рассмотрение вопрос об установке памятника Амелии Эрхарт в здании вашингтонского Капитолия, где проводятся заседания конгресса США. На родине Эрхарт, в г. Атчисон (штат Канзас), ежегодно проводится Фестиваль Амелии Эрхарт. Программа фестиваля включает показательные полеты с выполнением фигур высшего пилотажа, концерты музыки кантри под открытым небом, фейерверк, и день открытых дверей в Доме-музее Амелии Эрхарт, к
оторый с 1971 г. официально включен в Регистр исторических достопримечательностей национального значения США.
Прикрепления: 2073803.jpg(96Kb)
"Всё против нас, только ветер навстречу!"